Валерий БОЛОТОВ • Музей знаменитых харьковчан им. К.И. ШУЛЬЖЕНКО • Георгий МОВСЕСЯН


МУЗЕЙ ЗНАМЕНИТЫХ ХАРЬКОВЧАН имени К.И. ШУЛЬЖЕНКО
Харьков, пер. Байкальский, 1
(ст.м. "Площадь Восстания", ориентир - универмаг "Харьков")
ПН-ПТ: с 10 до 17; СБ: по предварительной записи
Тел.: (057)732-69-18, факс: (057)732-69-18

----------------------------------------------------




Советский композитор-песенник МОВСЕСЯН Георгий Викторович родился 2 августа 1945 года в Харькове.
Родился в актёрской семье. Рано начал играть на аккордеоне, занимался в кружке Харьковского Дома учителя.

МОВСЕСЯН Г.В.: Я вырос на баянной, аккордеонной музыке. Вообще, я - человек везучий! Из артистической семьи. Мой отец и два его брата драматические артисты – один курс с Леонидом Быковым. И я с детства жил в этой актерской атмосфере. Мне очень хотелось именно такой судьбы! Но, в актеры меня не пустили – стал музыкантом.

МОВСЕСЯН Г.В.: Мне было четырнадцать, когда я пришел в Гнесинское училище (по классу аккордеона, окончил в 1964 году). Позже взяли меня в Театр киноактера – им нужен был аккордеонист. Помню, Борис Андреев и Эраст Гарин меня «экзаменовали». Прихожу на прослушивание, а они сразу спрашивают: «Карусель» можешь сыграть?» Я тут же сыграл! Этот фокстрот тогда знали и любили все. И меня сразу послали за водкой… Одним словом, взяли меня! Вот так с младых лет я познакомился с миром кино. Эта история сегодня уже как байка воспринимается.

      Альберт Фоссен ФЛИК-ФЛАК, или фокстрот КАРУСЕЛЬ. Исполняет - Олег ШАРОВ.

МОВСЕСЯН Г.В.: А по-настоящему дорого вот что: мои песни пели Борис Чирков и Николай Крючков – наши прекрасные актеры! Честно! Я с уважением отношусь к людям, которые «длинные ноты» поют. А люблю, когда почти говорят песню, напевают. Люблю актерское пение. Правда, если речь идет о заказной работе – тут уж, как говорится, любишь – не любишь... В кинофильме одна песня должна быть с «длинными нотами», другая «бандитская» или еще какая-нибудь...

МОВСЕСЯН Г.В.: Я играл на аккордеоне, на клавишных, – на всем, что «черно-белое клавишное». Очень хорошая школа у меня была на киностудии «Мосфильм». Много лет я работал там в оркестре. И сейчас с кино по-прежнему связан – пишу музыку к фильмам. А начинал с исполнения чужой музыки. Помните фильм «Я шагаю по Москве»? Это Андрей Петров – музыка не моя, но шлягер! В знаменитой мелодии из фильма «Я шагаю по Москве» мне поручено было солировать на аккордеоне. Вы понимаете, как это дорого для меня, как музыканта!


Я шагаю по Москве (СССР, 1963, лирическая комедия) DVDRip. Нажать активную ссылку, найти и нажать кнопку [смотреть онлайн].

МОВСЕСЯН Г.В.: У Микаэла Таривердиева была песня «Ты не печалься» (песня из замечательного фильма «Большая руда»). Пела ее Майя Кристалинская. Опять же, на аккордеоне в этой записи играю я! И я благодарен судьбе, что довелось работать с очень талантливыми коллегами-музыкантами, композиторами, певцами. И по сей день я дорожу этой дружбой.

МОВСЕСЯН Г.В.: Я был знаком с Борисом Ермиловичем ТИХОНОВЫМ – баянистом, аккордеонистом, композитором, руководителем знаменитого в 50-е годы инструментального квартета. Как раз на «Мосфильме» мы и работали вместе. О Борисе Тихонове, скажу, что более талантливого и виртуозного музыканта я в своей жизни не встречал!
Вспоминаю, как-то играли дуэтом: он на баяне, я на аккордеоне…
Обычно, когда озвучивают фильм, то делают это по «кусочкам»: закольцовывают на экране дубль и дирижер и музыканты смотрят, приноравливаются, чтобы синхронизировать звук. А в тот раз озвучивали какую-то кинохронику. Раньше перед началом художественного фильма шли в кинотеатрах 10-минутные журналы. Так вот, работа «горела» – не успевали вовремя выпустить фильм и нам сказали: «Играйте, как таперы в кинотеатре – сходу»!
…Когда заиграл Борис Ермилович, я рот открыл от изумления и понял, что я - второй музыкант рядом – ему не нужен! Он не только великолепно импровизировал, но еще умудрялся, когда, например, на экране показывали танцы, «в ножку попадать»! Фантастически! Потом он подмигнул мне, дал секунд двадцать, где попроще. Я попытался чего-то там сыграть… И снова вступил Борис Тихонов. Это чудо!

МОВСЕСЯН Г.В.: Как композиторский опыт пришёл? Очень просто. Я много «негритянствовал», то есть, когда тебе «свистят» тебе по телефону часов в двенадцать ночи: «Там, за облаками, там за облаками…». А утром у музыкантов оркестра Юрия Силантьева уже должна быть аранжировка.
Потом стали уже специально как к аранжировщику приносить мне песни. И когда ты сделаешь пять – шесть аранжировок чужих, тебе разрешали одну свою песню то ли на грампластинку записать, то ли в радиоэфир выпустить. Помогала радиостанция «Юность» - премьера многих песен состоялась в её эфире! Вот так постепенно и пришла известность.

Известность Георгию МОВСЕСЯНУ принесли песни «Береза» на стихи Петруся Бровки, которую спела Анна ГЕРМАН, и «Мне доверена песня» на стихи Льва Ошанина, впервые прозвучавшая на ТВ-конкурсе «Песня-77».


Есть композиторы-песенники, песни которых знают и поют практически все, но кто автор слов и музыки, практически никто не знает и не помнит. Такой «народной» песней для Георгия МОВСЕСЯНА стали «Проводы любви».

МОВСЕСЯН Г.В.: Песня «Проводы любви» стала счастливым билетом, принесшим всесоюзную известность? Отчасти да, и отчасти нет. Скажу так: если у вас двое, трое или четверо детей и кто-то красавец, а кто-то нет, то, неизвестно еще, кого вы больше будете любить… Конечно приятно, когда людям нравится твоя работа – это очень дорого. Хотя лет за десять до этой песни, а может быть и больше, была написана «Эта песня, дружище, твоя и моя»…
Вахтанг - мой близкий друг и любимый артист. Дай ему Бог творческого долголетия! Только не надо автора оценивать лишь по известной песне. У меня, как у любого композитора, есть десяток-другой песен, которые тоже на слуху, но в целом песен-то написано гораздо больше - может сто, а может двести… Оценивать человека только за состоявшееся, только за успех не надо… Просто обычно знают песню, а не её автора. А потом в разговоре проясняется: «Слушай, так это твоя песня?! И это тоже твоя?..» Песня - жанр, не предполагающий подчеркивания какой-то персоны. Песня нужна, чтобы ее пели! Потрясающе сказал Евтушенко: «Песня моя! Ты станешь моей, когда будешь ты общей».
Еще раз повторю: я отношу себя к людям везучим. Со мной в Гнесинском учились ребята в тысячу раз талантливее, а повезло не всем… Кто-то нашел себя, а кто-то нет… Не хочу быть кокетливым, но когда идешь по улице и слышишь, что где-то из какого-то окошка звучит твоя песня, из общаги или откуда-то ещё, а не из большого зала или Кремлевского Дворца - то неизвестно, что важнее, что дороже…

С этой песней связан один анекдот, который ходил в своё время в музыкальных кругах. Когда Георгий МОВСЕСЯН был на гастролях, в его гостиничном номере раздался телефонный звонок: «Вы Мовсесян, автор песни «Мои года - мое богатство»? – «Да». – «Когда вернетесь в Москву, не расстраивайтесь - вашу квартиру ограбили». И положили трубку. Музыкант подумал, что это шутка. Но вернулся домой - действительно, обобрали до нитки и оставили записку: «Не расстраивайся. Твои года - твое богатство».

МОВСЕСЯН Г.В.: Эта байка родилась, видимо, благодаря композитору Жене Мартынову - царство ему небесное! Была в телеэфире замечательная программа "Вокруг смеха", и там мы с Женей пели такие куплеты на мою музыку:

                                          Представь себе: приходишь ты
                                          На телевиденье сниматься,
                                          И под покровом темноты
                                          Исчез рояль - твое богатство.
                                          С цветами ты придешь домой,
                                          Рояля нет, но есть письмо:
                                          "Твои года - твое богатство!"


Оставил свою музыку Георгий Викторович МОВСЕСЯН на долгие-долгие годы и киноманам. Замечательная, пробирающая до мурашек на коже, песня «Память, память» на слова Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО И музыку Георгия МОВСЕСЯНА звучит в кинофильме «По данным уголовного розыска» 1979 года. Фильм снят по мотивам повести Эдуарда Хруцкого «Тревожный август», о Москве 1942 года, о работе уголовного розыска в сложное для страны время военных лет.

По пути на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гавану Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ и Георгий МОВСЕСЯН пишут новые песни — огромный теплоход «Шота Руставели» с делегацией советской молодежи подхватывает «И пусть учащается наш пульс, начинается наш путь — начинается Песня!». В Гаване звучит, конечно же, и «Куба далека — Куба рядом», написанная им и поэтом Львом Ошаниным.

МОВСЕСЯН Г.В.: Процентов девяносто песен мы написали вместе с Робертом Рождественским. Мир его памяти. Он писал удивительно свободно и легко. И я всегда был уверен, что мне он пишет лучше всех! Наверняка, другие композиторы тоже так думали, работая с ним. Я слышу, например, песню Игоря Лученка на слова Рождественского и завидую, что не я на эти стихи написал музыку… Роберт сочинял блистательные стихи! Как-то мы, советские артисты, плыли в Бермудском треугольнике. Я сочинил мелодию, Роберт – стихи. Так появилась популярная песенка «И пусть, учащается наш пульс...». Роберт вошел в каюту – вскоре вышел и вынес листок с готовым текстом. Ещё при этом я просил его, чтобы не рифмовал, например, «пол - стол» - мне не нравится такая простая рифма. Я хотел, чтобы было «пол - пот». Он так и сделал! А в песне «Верь, верь, всё иначе теперь! Верь! Я устал от потерь…» (была у меня такая «бракоразводная» песня) я написал музыку на уже готовые стихи. Это было счастье: работать с Робертом.

Коль речь косвенно зашла о море и кораблях, то есть у Георгия МОВСЕСЯНА замечательная песная и о МОРЕ.
Песня получилась звонкая, морская, волнующая - «Это море нас вовсю качало».

МОВСЕСЯН Г.В.: Лев Иванович Ошанин… Мы с ним несколько песен написали. Игорь Шаферан… Мы были соседями по дому и очень дружили. Я называю имена людей, которых, к сожалению, уже нет… Роберт говорил: считаешь кольца на срезе дерева, считаешь, а самого дерева нет… Я тяжело переживаю уход этих людей.
С Евгением Евтушенко, с Мишей Таничем мы тоже песни писали. А с кем-нибудь иным писать песни не хочу. Вернее, не могу – у меня вряд ли получится так как с этими поэтами.

Георгий МОВСЕСЯН писал песни на стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Игоря Шаферана, Анатолия Поперечного и других известных поэтов-песенников. Его песни исполняли знаменитые певцы Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Анне Вески, Вахтанг Кикабидзе, а также ВИА «Пламя».


МОВСЕСЯН Г.В.: А дочь свою я не пустил в артисты… Она из уважения слушает мои песни и песни моих друзей, но любит другую музыку - Элтон Джон ей нравится больше!.. Она училась музыке, однако я забрал её в самый пик успехов, потому что знаю: такая судьба не для неё. Она блистательно учится. Нравятся иностранные языки. Ей всего-то 16 лет - все еще впереди! (интервью 4 октября 2000 года, Виталий ГАПОНЕНКО)

Георгий МОВСЕСЯН со своей дочерью.

Два ХАРЬКОВЧАНИНА: композитор-песенник Георгий МОВСЕСЯН и поэт-песенник Валерий БОЛОТОВ.

Артисты театра и кино, композиторы и поэты в приемной Владыки НИКОДИМА (в миру Николай Степанович РУСНАК).
Георгий МОВСЕСЯН - второй слева от Владыки Никодима.

Встреча друзей. Валерий БОЛОТОВ, Владимир КОНКИН, Роман БАЛАЯН, Георгий МОВСЕСЯН, Валерий МАХОВ, Игорь РЯБИНОВ.


Георгий Викторович МОВСЕСЯН предстал перед Богом 7 ноября 2011 года (инфаркт).

Последний приют МОВСЕСЯНА Георгия Викторовича на Троекуровском кладбище.

вернуться на главную страницу
Клавдия ШУЛЬЖЕНКО | Людмила ГУРЧЕНКО | Николай РЯБИНИН | Марк БЕРНЕС | Вадим МУЛЕРМАН | Елена ЯКОВЛЕВА
Наталья ФАТЕЕВА | Аркадий ИНИН | Исаак ДУНАЕВСКИЙ | Юрий БОГАТИКОВ | Карина АНДОЛЕНКО | Наталия УЖВИЙ
Лесь КУРБАС | Георгий МОВСЕСЯН